Почти 20-летнее строительство, фронтовой госпиталь, приют для евреев и разрушения во время войны, краеведческий музей и университет — все это «пережило» в свое время здание бывшей Резиденции митрополитов Буковины и Далмации в Черновцах.
Здание Резиденции митрополитов Буковины и Далмации — это результат политической и государственнической идеи. До прихода австрийцев и присоединения Буковины к Австрийской империи митрополии в Черновцах не существовало, не было епископства. Православный епископ находился в Радовцах, в Румынии. Соответственно, по решению австрийских властей город Черновцы был определен новой столицей Буковины. До того, в молдавские времена столицами были и город Серет, и Сучава. Для того, чтобы порвать с прежней молдавской традицией, австрийцы определили, что столицей новосозданного коронного края Буковины станут Черновцы. Поскольку две трети населения края составляли православные,и учитывая то, что Буковина граничила с двумя православными странами — Российской империей, а позже и Румынией, — нужно было укрепить положение и статус православной церкви внутри австрийского государства. Поэтому в Черновцы было перенесено епископство.
На том месте, где сейчас стоит Резиденция, было старое ее здание — гораздо примитивнее. Но когда епископом был назначен доктор Евген Гакман, он начал добиваться строительства новых помещений.
В целом здание Резиденции строили почти 20 лет, с 1864 по 1882 год. За время ее строительства в 1875 был создан Черновицкий университет. Поэтому и приняли решение разместить теологический православный факультет Черновицкого университета на территории комплекса Резиденции, слева.
Когда был создан буковинский краевой музей, он не имел своего собственного помещения, также разместился музей, только дело, в нынешнем IV корпусе Резиденции. В Техническом музее города Праги хранятся оригинальные авторские цветные эскизы будущей Резиденции. Их можно увидеть в художественном альбоме «Черновцы», который вышел этой зимой. Кроме внешних изображений здания, там также есть оригинальный эскиз Мраморного зала, как он выглядел, когда был спроектирован Йозефом Главкой. Потому что во время боевых действий в 1944 году Мраморный зал был полностью разрушен. Поэтому авторский рисунок Главки с изображением интерьера зала — едва ли не единственное изображение, которое до сих пор осталось у историков, которые исследуют эту тему. Кроме Мраморного зала, во время Второй мировой было разрушено и правое крыло Резиденции с залами для приемов митрополита и библиотекой.
Во время первой мировой войны, когда в сентябре 1914 года Черновцы впервые оказались под российской оккупацией, и россияне провозгласили здесь свой «русский мир», они попытались заставить тогдашнего митрополита Владимира Репта отслужить торжественную службу за здоровье русского царя. Когда тот отказался с объяснением, что он давал присягу австрийскому императору, то российский генерал-губернатор Буковины сказал ему с насмешкой, что он найдет возможность за это «отблагодарить». Своим распоряжением губернатор открыл на территории Резиденции митрополита российский фронтовой госпиталь для военных с венерическими болезнями. То есть, всех российских солдат, у которых имели эти инфекции, направляли лечиться в палаты митрополита. Над воротами был воткнут флаг Красного креста, и россияне очень радовались, что теперь митрополит будет нюхать все те неприятные запахи, которыми наполнялись его помещения.
В 1940 году, когда советская власть присоединила Северную Буковину с Черновцами к Советскому Союзу, митрополит уехал в Румынию. Большая часть мебели, посуда, картины, иконы — все осталось на месте. Осенью 1940 года обком партии распорядился подготовить митрополичьи палаты для осмотра трудящихся как музей.
В время православная церковь на Буковине была крупнейшим владельцем сельскохозяйственных угодий. Было поручено сформировать экскурсию для комиссии обкома партии. Партийцев провели по всем помещениям, показывая «как православная церковь эксплуатировала трудящихся Буковины и как на роскошь тратила большие деньги». Но интересно, что пока готовилась эта экскурсия, администратор, которого советская власть назначила охранником здания, активно распродавал все, что только можно было. Его поймали «на горячем». Был установлен факт кражи посуды митрополита — фарфоровых тарелок, серебряных ложек, вилок, ножей и тому подобное.
Описание той экскурсии для обкомовцев хранится в фондах Черновицкого государственного архива, оно датировано зимой 1941 года. Оно чрезвычайно ценно, поскольку это последнее задокументированное описание митрополичьих палат. При наступлении советских войск и освобождения Черновцов от румынско-немецкой оккупации в 1944 году Резиденция была сожжена и разрушена, и мало что осталось с тех времен до наших дней.
Резиденция имеет собственный парк, общей площадью более двух гектаров. Он сделан в английском стиле, и там есть нетипичные для Буковины породы деревьев. Этот парк был любимым местом отдыха черновицких семей.
В сообщениях тогдашней прессы можно найти возмущение христиан. Мол, пока они ходят в церковь каждое воскресенье, еврейские семьи Черновцов, в которых шабат по субботам, занимают все свободные места на скамейках в парке Резиденции. И когда заканчивается служба в церкви, христианам негде отдыхать. Хотя это парк их Резиденции православного митрополита. Вот такой парадокс.
В годы Второй мировой войны румынская оккупационная власть вместе с немецкими союзниками проводила политику уничтожения еврейского населения Черновцов путем убийств, депортаций, высылок в концлагерь. Это все продолжалось в 1941-1942 годах. Тогда митрополит Буковины отличился спасением еврейской семьи. Глава этой еврейской семьи работал в типографии Резиденции. И для того, чтобы их не схватили, не арестовали и не увезли в лагерь смерти, митрополит укрывал в течение почти двух лет всю семью этого печатника в подвалах Резиденции. Таким образом, он помог выжить еврейской семье.
После второй мировой войны сначала здесь разместили советский гарнизон. Потом снова устроили краеведческий музей. И только с 1956 года решением Совета Министров УССР весь комплекс митрополичьей резиденции был передан в собственность Черновицкого государственного университета.
В советское время, в 1981 году, в храме был размещен вычислительный центр (ВЦ) университета, здесь работала одна из первых советских вычислительных машин (ЭВМ) «Минск-4», собственно, именно так в то время называли компьютеры. Ректорат университета приложил все усилия для того, чтобы сохранить святыню. В частности, на стенах храма сохранилась аутентичная роспись, даже не сдвинулся с места иконостас, уверяют в университете.
Источник — «Молодий буковинець» по материалам Укринформ.
Наша справка:
В годы Первой мировой войны, во время российской оккупации Буковины, здесь произошли еврейские погромы, которыми руководила российская военная власть. Никогда раньше, до прихода «русского мира», Буковина такого не знала.
Тогда вышеупомянутый митрополит Владимир фон Репта прятал в Резиденции свитки святой Торы — молитвенные тексты из черновицких синагог, спасая их от погромщиков.















