Неизвестная Буковина: черновчанин, у которого украли Нобелевскую премию

Мало кто из жителей знает, что в городе родился известный ученый, патриарх молекулярной биохимии, который первым открыл основы ДНК, Эрвин Чаргафф. Об этом факте свидетельствует памятная доска, установленная на доме №20 по улице 28 Июня (тогдашняя – Франценсгассе). Здесь 11 августа 1905 года в семье еврейского банкира появился на свет сын Эрвин.

«Никогда в жизни я не встречал такой яркой зелени, как в городе своего детства – Черновцах», – вспоминал ученый. О жизни Чаргаффа и его гениальном изобретении рассказал заведующий отделом «Буковинская диаспора» Черновицкого краеведческого музея Валерий Белинский.

Роковая встреча в Кембридже

В 1914 году семья Чаргаффов ненадолго уехала в Вену. Но неожиданная смерть отца перечеркнула возвращение домой – в Черновцы. Десятилетний Эрвин остался с мамой Розой Зильберштейн. Вскоре началась Первая мировая война.

Эрвин писал: «Мы узнали, что дома у нас больше нет: в Черновцы пришла война… Наука казалась мне убежищем от всех ужасов…»

После окончания гимназии юноша поступил в Венский университет, где параллельно изучал химию и литературу. После защиты докторской диссертации по химии в 1928 году Эрвин работал в научных лабораториях Копенгагена, Йельского (США) и Берлинского университетов, в Институте Пастера в Париже.

В 1935 году Чаргафф вместе с женой переехал в Нью-Йорк, где началась его стремительная научная карьера в Колумбийском университете. Здесь он увлекся биологической химией. Проведя серию фундаментальных исследований, ученый в начале 1950-х первым в мире описал удвоение молекулы ДНК. Оно вошло в историю биохимии как «правило Чаргаффа» и стало весомым шагом на пути к открытию генетического кода человека.

Бывший черновчанин вплотную подошел к модели двойной спирали ДНК. Однако роковая встреча в Кембридже в 1952 году с американским биологом Джеймсом Уотсоном и английским физиком Френсисом Криком помешала ученому стать Нобелевским лауреатом. Чаргафф имел неосторожность подробно рассказать им о своем изобретении. Позже они воспользовались результатами его исследований и в 1962 году получили за это Нобелевскую премию. Этот факт неоднократно вызывал споры в научном мире. Многие из ученых упрекали лауреатов, что они бесстыдно использовали научные идеи Чаргаффа.

Знал 15 языков

Эрвин Чаргафф известен также как автор многих научно-публицистических изданий. Еще в августе 1945 года, когда на Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы, он задумывается над тем, что ученый должен отвечать за использование своих изобретений. О катастрофе в Японии он впоследствии напишет: «Я был глубоко уверен, что ни один человек не имеет права делать подобные преступления, и что наука, которая выточила и вложила меч в руки убийцы, взяла на свою душу грех, который она не сможет смыть на протяжении веков».

Чаргафф знал 15 языков. Он разговаривал на английском лучше американцев.

Всемирно известный ученый избирался Почетным ректором Базельского и Колумбийского университетов. Награжден Золотой медалью имени Луи Пастера, национальными отличиями американской и австрийской академий наук. Умер в Нью-Йорке на 97 году жизни.

Эрвин Чаргафф поддерживал тесные связи с учеными Черновицкого национального университета, в частности с профессором Степаном Костишиним.

Источник «Молодий буковинець».