Українські міфи про єврейських сусідів. Правда та вигадка

Автор – Дмитро Полюхович.

Найбільша частина таких міфів пов’язана з кладовищами та похоронними обрядами.

29 вересня у євреїв починається свято Рош ха-Шана (Новий рік). В українських медіа цю подію традиційно пов’язують з масовим напливом паломників в Умань і “хасидським сміттям”, що набив оскому. Втім, про сміття ми вже писали, так що поговоримо про інші міфи.

Якщо народи століттями живуть пліч-о-пліч, то закономірно, що виникає цілий пласт міфів про побут і звичаї сусідів. А вже якщо це така специфічна публіка, як євреї, – зі своєю мовою (вони навіть свої букви пишуть справа наліво!), традиціями і релігією, – і поготів. В українській глибинці існує безліч помилкових уявлень про життя, звичаї і традиції євреїв. Часто досить диких.

Заброшенный еврейский дом

Заброшенный еврейский дом

(рос.)

Самая большая часть таких мифов связана с кладбищами и похоронными обрядами. Причина проста: если происходящее в синагогах или в домах покрыто тайной, то похороны всегда публичны. Здесь мифологизированно все, начиная от самого места расположения кладбища.

Старинные еврейские кладбища (от XVIII в. и древнее) обычно находятся на возвышенностях. Соседи-украинцы придумали этому своеобразное объяснение. Мол, это связанно с пресловутой хитростью евреев. Кладбище “на горе” – ближе к небу. Когда протрубит ангел, мертвые восстанут из могил и выстроятся на суд Божий, а в первых рядах, естественно, окажутся те, кто заранее оказался поближе к небесам. Этот миф довольно распространен и популярен практически на всей территории бывшей “черты оседлости”.

Еврейское кладбище в Бучаче (Тернопольская область)

Еврейское кладбище в Бучаче (Тернопольская область)

На самом деле до христианского Страшного суда иудеям абсолютно нет никакого дела, а “нагорность” кладбищ имеет абсолютно прагматическое объяснение. Землю под некрополь еврейская община покупала у “дидыча” – владельца местечка. Самая дешевая была на вершинах высоких холмов – сельским хозяйством здесь заниматься не очень получится, да и под застройку не всегда удобно. По этой причине, “киркуты” порой располагаются еще и на “замчиськах” – местах, где ранее стояли замки или укрепления. Изрезанный оплывшими валами и рвами холм да еще в придачу с остатками сгнившего частокола стоил тогда сущие гроши, так почему бы не сэкономить? Подобную ситуацию можно увидеть, например, в Купине и Тарноруде (Хмельницкая обл.).

Кладбище в Купине (XVIII-ХХ вв) не только "нагорное", но и "крепостное". Валы и рвы средневекового укрепления видны и сегодня

Кладбище в Купине (XVIII-ХХ вв) не только “нагорное”, но и “крепостное”. Валы и рвы средневекового укрепления видны и сегодня

Высокая гора, часто с обрывами, защищала покой мертвых от праздношатающейся публики и пасущегося скота. Присутствовала и мистическая составляющая. Крутой и тяжелый подъем на высокую гору должен был отбивать желание попасть на кладбище раньше намеченного срока. Таким наивным образом евреи пытались избежать преждевременной смерти.

Мифологизирован и способ захоронения. В бывших местечках и соседних с ними селах многие жители и сегодня свято убеждены, что евреи хоронили покойников исключительно в сидячем положении. По другой версии все-таки в горизонтальном, но лицом вниз.

Это тоже объясняют легендарной еврейской хитростью и своеобразной подготовкой к Судному дню. Ангел трубит, пора вставать… А с какого положения проще (и быстрее) подняться? Естественно, если ты сидишь! Да и лицом в землю – тоже неплохо. Оттолкнулся руками и вперед – занимать первые места в очереди. Лежа на спине так быстро подняться не получится.

Не исключено, что корни этого мифа лежат в специфической форме традиционных еврейских надгробий. Для ранних надмогильных памятников характерны два типа – саркофаг и стела. Но во второй половине XIX в. в Украине появился третий – совмещающий два вышеупомянутых. Этот тип часто называют “сапожок”. “Сапожок” также напоминает сидящего на земле человека с вытянутыми вперед ногами.

Надгробие "сапожок"

Надгробие “сапожок”

Вера в необычные позы захоронения может быть связана и с народной убежденностью, что “если евреи иные, то и хоронить они должны не так, как мы…”

С преданиями о “сидящих покойниках” по распространенности конкурирует только легенда о колокольном звоне. Считается, что если во время прохождения похоронной процессии начинали звонить колокола, то евреи тут же бросали носилки с телом и разбегались кто куда. На правдивости этой байки рассказчики настаивают особенно упорно, выдвигая в качестве аргумента семейные предания: “Мой дед еще в двадцатые годы с пацанами сам-де занимался таким вот “звонарским рекетом”… Евреи, чтобы прекратить безобразие и спокойно похоронить соплеменника, откупались от пробравшихся на колокольню мальчишек серебряным полтинником”.

С этим заблуждением связаны и более экзотические легенды. Они несколько отличаются в зависимости от местности, но фабула одна. Якобы однажды в некоем городке хоронили цадика (как вариант – очень уважаемого раввина). В это время в храме (монастыре) специально начали звонить в колокола. Покойнику очень не понравилось, что ему не дали упокоиться в тишине и мире, он сел на носилках и начал читать молитвы, совмещая их с проклятиями. От этого на колокольне оторвались колокола (варианты: начала рушиться сама колокольня, покосился крест, звонарей парализовало и т. д.).

Истоки этого заблуждения вполне прозрачны. Мол, если евреи распяли Христа, то от всего церковного их должно коробить.

Весьма любопытна и байка о “краже души”. Рассказывают, что у еврейских мальчиков во время похорон был свой вариант “промысла”. Считалось, что если сорванец пробегал под носилками с телом, то таким образом воровал душу усопшего. Эту душу можно было откупить за конфеты или пару мелких монет.

История с “кражей души” – полнейший вымысел, как, впрочем, и все предыдущие байки. Скорее всего, она возникла на основании того, что переходить дорогу перед похоронной процессией – табу. Это и неуважение к покойному и большой “минус в карму”, способный привести к преждевременной смерти торопыги.

В некоторых уголках Подолья и Бессарабии бытует мнение, что евреям запрещалось хоронить девственниц. Если девочка старше 12 лет умирала девственницей, то специальный член общины проводил ритуальную дефлорацию.

Скорее всего, своими корнями эта дикая легенда уходит во вторую половину XVIII в., когда по агонизирующей Речи Посполитой прокатилась антисемитская истерия. Страна катилась в пропасть, а виноватыми в том, как всегда, оказались… Ну, вы поняли. На знамена даже подняли пресловутый “кровавый навет” – выдумку о ритуальном употреблении иудеями крови христианских младенцев. Тогда даже массово издавались и распространялись через костелы пропагандистские книги с красноречивыми названиями Złość żydowska przeciwko Bogu i blizniemu (“Еврейская злость против Бога и ближнего”) и Złość żydowska w zamęczeniu dzieci katolickich (“Еврейская злость в мучениях католических детей”).

Пропагандистская картина. Якобы растерзанный 27 марта 1661-го "неверными" иудеями Мыколай "ребенок трудолюбивых Анджеюков"

Пропагандистская картина. Якобы растерзанный 27 марта 1661-го “неверными” иудеями Мыколай “ребенок трудолюбивых Анджеюков”

Не исключено, что с целью дискредитации иудаизма и его последователей была запущена и байка о совокуплении с мертвыми девственницами.

Корни же самого сюжета уходят в античность. В Римской империи законы запрещали казнить девственниц, поэтому палачу вменялось в обязанность изнасиловать жертву перед приведением приговора в исполнение. Подобная практика была довольно распространенной и в средневековой Западной Европе.

Между тем в иудаизме никакого запрета на захоронение девственниц нет, существуют даже специальные символы, которые изображались на надгробиях “девичих” могил – лани и отдыхающие единороги (символы чистоты и невинности).

Лани и единороги на могиле девушки Сары. Рубеж XVIII-XIX веков.

Лани и единороги на могиле девушки Сары. Рубеж XVIII-XIX веков.

На Подолье встречается еще один “сексуальный” миф. Мол, если семье Бог долгое время не давал детей, то глава семейства обращался за помощью в синагогу. Вскоре к нему в гости приходили 10 уважаемых мужей и в силу своих способностей пытались исправить ситуацию. После чего муж накрывал богатый стол с выпивкой.

С цифрой 10 – понятно. Это так называемый “миньян” – минимальное количество взрослых мужчин, необходимое для общественного богослужения и для ряда религиозных обрядов. Сам же сюжет, скорее всего, из того же XVIII в., когда на Подолье активно действовала секта так называемых франкистов. Сектанты во главе со своим псевдомессией Яковом Франком, в последствии отлученные от иудаизма и перешедшие в католицизм, активно практиковали ритуальные оргии. Правда, последовательность была противоположная – сначала пьянка, а уж потом развлечения. В 1757-м в местечке Лянцкорунь (сегодня – с. Заричанка Хмельницкой обл.) представители местной еврейской общины “накрыли” большую группу франкистов во главе со своим “мессией”, с энтузиазмом предающуюся свальному греху. Скандал грянул на всю Речь Посполитую! Очевидно, что именно отголоски этой старинной истории и легли в основу мифа.

Что касается демографических проблем, то и без обращения в синагогу и прочие инстанции всегда найдется куча доброхотов, жаждущих помочь престарелому мужу и его молодой жене обзавестись потомством.

В народных легендах нашла свое отражение и традиционная еврейская мода. Еще в начале прошлого века в летнее время многие евреи носили пантофли – кожаные башмаки без задников (типа шлепанцев, но на каблуке). Предания гласят, что ранее еврейская, католическая (польская) и православная (русинская, т. е. украинская) Пасхи долго праздновались в один день. Однажды Бог позвал людей на пасхальную молитву. Еврей быстренько сунул ноги в пантофли и побежал в синагогу. Поляк, пока натягивал сапоги, задержался и попал в костел чуть позже. Дольше всех провозился русин со своими постолами – нужно было затянуть все шнурочки и ремешки. Так и разделились Пасхи – сперва празднуется еврейский Песах, потом католическая (польская), а затем православная украинская.

До сих пор довольно распространенным является убеждение, что евреи портят погоду на “кучки” (как весенние, так и осенние). Действительно, на весенние “кучки” (Песах), обычно и холодает, и дождит. Но причина вовсе не в евреях. Песах приходится на первое полнолуние после весеннего равноденствия – период, когда в средние широты традиционно приходит волна холодного воздуха и сопровождающие ее осадки.

Считается, что на Песах евреи специально вызывают дожди. По одной версии это делается якобы для того, чтобы небо вместе с ними оплакивало соплеменников, умерших в египетском рабстве. По другой, дождь на Песах – к деньгам, и если его капли упадут на голову, то до следующего Песаха будут капать деньги.

“Кучками” называют в Украине и осенний праздник Суккот. Он тоже традиционно сопровождается скверной погодой и похолоданием.

А вот знаменитый “кровавый навет” о маце-на-крови к народным мифам и заблуждениям относить не будем. Во-первых, эта страшная сказка никогда народной не была, а продвигалась исключительно властями (церковными и светскими), а позже еще и черносотенными организациями. Во-вторых, автору за всю жизнь встретилось всего несколько человек, искренне верящих в эту чушь.

Источник – “ДС”.