Євреї та українці – історичні сусіди чи чужі?

Автор – Дмитро Полюхович.

Скільки потрібно часу щоб народ вважався “корінним”? Тисячі років-вистачить? Ось, наприклад, угорці в своїй Угорщині осіли якраз тисячоліття тому. Вони там корінні або прибульці? Євреї на материковій Україні (з Кримом дещо інша історія) з’явилися ще раніше. На хазарах акцентувати не будемо – все ж це були тюрки, які прийняли іудаїзм. Втім, після падіння каганату частина хазар, за однією з версій, влилася в центрально-європейські єврейські громади.

У складі Хазарського каганату, нагадаємо, встигла побувати і більша половина території нинішньої України, а самі хазари активно взяли участь в етногенезі українців.

Достовірно відомо, що в Х столітті в Києві вже існувала єврейська громада. Більше того, саме з євреями пов’язана перша писемна згадка матері міст Руських (саме з м’яким знаком і одним “С”). Йдеться про знаменитой “Київський лист”, датований ще Х століттям. Це рекомендаційний лист, виданий якомусь Яакову Бен Ханукке єврейською громадою Києва, для пред’явлення в інших єврейських громадах. Лист досить відомий і про нього досить написано, тому обмежимося згадкою, що таке було.

(рос.)

Знаменитое “Киевское письмо”

Весьма любопытное упоминание о евреях Киева находим в “Киево-Печерском Патерике” в эпизоде, где рассказывается о ночных посещениях преподобным Феодосием Печерским религиозных собраний евреев с целью изобличения “коварных” иудеев в их замыслах против христианства и спасения христиан от иудейских обольщений: “Блаженный, имел следующее обыкновение: многократно ночью он вставал и тайно от всех ходил к евреям и спорил с ними о Христе; укорял их и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками, поелику желал быть убитым за исповедание Христа”.

В желании “быть убитым” нет ничего удивительного. Последнее характерно для первохристиан, а обитателей только-только крещённой Руси вполне можно считать первохристианами. Напомним, что мученическая смерть во имя Христа гарантированно открывала убиенному врата в Царствие Небесное.

Евреи в описанной выше ситуации во всей красе показали свою «коварную» натуру – не смотря на все старания отца Феодосия, они не только не сделали того мучеником, как он того хотел, но даже не поколотили.

Из того же “Патерика” известно, что означенное время в Киеве было немало иудеев, притворно принявших христианство, но продолжавших исповедовать иудаизм. Тайные иудеи проникли-де даже в Киево-Печерский монастырь и, якобы, всячески досаждали православным. За этими перевертышами Преподобный Феодосий, оказывается, имел бдительный надзор. Не доверяя монастырской братии, среди которой тоже могли найтись некоторые не вполне благонадежные монахи, игумен вставал много раз ночью и самолично, тайно от всех, “исходил” к сосланным в монастырь для исправления неискренним крещеным иудеям, препирался с ними, укоряя и стыдя их – “коряше и досаждаше”, как отступников и изменников христианству.

Из упомянутой истории с Преподобным Феодосием Печерским следует, что в XІ веке в Киеве уже жила довольно приличная еврейская община, возглавляемая грамотными и уважаемыми людьми, способными вести богословские диспуты с игуменом Печерского монастыря. Также становится понятно, что община на тот момент была под сильным прессингом со стороны светских и духовных властей (это ясно с эпизода с выкрестами, притворно принявшими православие).

Другим ярким подтверждением еврейской истории Киева является “Жидiвська брама”, возведенная в 1037 году и ранее стоявшая на нынешней Львовской площади. Упоминание о “еврейских вратах” встречаем в летописях 1146 и 1151 гг. Свое название она получила благодаря расположенному рядом еврейскому кварталу. Не исключено, что в случае нападения врагов евреи тоже участвовали в обороне врат, как это массово происходило в позднесредневековую и ренессансную эпоху в «магдебургских» городах.

Здесь и далее напомним, что еще в начале ХХ века слово «жид» не являлось ни оскорбительным, ни бранным. Негативный окрас оно приобрело только под влиянием руссификации. Сегодня, увы, это негативное значение плотно закрепилось и в украинском языке, поэтому употребление подобного этнонима допустимо исключительно в случаях, касающихся истории, как, например, с упомянутой выше брамой, или в произведениях классиков XIX века, когда определение “жид” еще было нейтральным.

История сохранила имена некоторых лидеров еврейских общин княжьей эпохи. В частности – р. Моше бен Яакова из Киева, р. Иче из Чернигова, Ашера бен Синая из Руси и Исаака Руського,

Следует уточнить, что в “до-Батыевый” период евреи селились исключительно в крупных городах – Киеве, Чернигове, Владимире-Волынском, возможно Перемышле и Теребовле. Массовое же расселение евреев приходится уже на период Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой и именно тогда возникает феномен штетлов.

Еврейские местечки-штетлы, так ярко описанные Шалом Алейхемом и Исааком Бабелем, давно стали легендой. В середине ХХ века кровавая волна Холокоста накрыла и унесла в небытие целый мир со своеобразными обычаями, историей, фольклором и собственным языком. В этом ключе вполне уместно говорить о настоящей “Украинской Атлантиде”. Да, да – именно украинской! За столетия своего существования культура идиш плотно вросла в украинскую землю и вобрала в себе как ее небо и солнце, так и содержимое окружающего ее “украинского моря”. Даже язык идиш в украинских местечках стал несколько отличаться благодаря многочисленным заимствованиям-украинизмам. Приведем лишь незначительную часть: шматэ, щавель, щур, шибэник, дыхен, раптом, кэшэнэ, кэлишек, койлэч (калач), кволэр, кавэн (кавун), каликэ, качкэ, качн, цибэлэ, цвынтэр, цап, цяцькэ, цицькэ, пыск, прэжэныцы, годэвэн, гармидэр, грэбле, жмэне, хоч, хоч бы и так далее.

Закономерно шел и обратный процесс. Например, знаменитое украинское проклятие “шляк би тебе трафив!” – заимствование из идиш, как и “пасок”, “небога”, “праска”, “шахрай”, “рада” и т.д. Кстати, “танец” на идиш звучит как “гопкен”. Остается теперь выяснить что первично – еврейский “гопкен” или украинский “гопак”?

Многие, казалось сугубо еврейские явления, могли возникнуть исключительно на украинской почве. Взять тот же хасидизм. Даже при беглом сравнении в глаза бросается несвойственный для классического иудаизма культ цадиков и культ могил (те же церковные мощи). История жизни основоположника хасидизма Баал-Шем-Това ничем не отличается от классических “житий святых”. В житийной биографии праведного Бешта, например, не последнее место занимает его современник знаменитый опрышок Олекса Довбуш. Были ли друзьями (или даже просто знакомыми) Баал-Шем-Тов и не менее прославленный “карпатский Робиг Гуд”, сказать сложно. Не исключено, что это только адаптация популярного сюжета “Святой и Разбойник”, где святой своей святостью и Б-жим словом смягчает сердце грозного и страшного душегуба.

Но основное не в этом, а в очень даже украинском духе и сути хасидизма, где главным является радость и восторг от общения с Б-гом. Все эти пляски и песни хасидов (мелодии последних часто заимствованы из украинских народных песен) – очень близки украинскому пониманию служения Б-гу. Достаточно посмотреть на такие же жизнерадостные и весёлые традиционные украинские народные иконы, с их буйством красок, цветочками и по-детски улыбающимися святыми… Никакого сравнения с мрачными и аскетичными иконами московской традиции.

Здесь стоит упомянуть и об иконах побольше. Напомним, что сегодня едва ли самым богатым визуальным источником по истории традиционного костюма средневековых и ренессансных евреев являются украинские иконы и церковные фрески. Дело в том, что в случае если нужно было изобразить “старозаветных” персонажей, которые, естественно все были иудеями (а кто же еще во времена Христовы обитал в Иерусалиме и окрестностях?) художники, не мудрствуя лукаво, изображали своих соседей-евреев тщательно прорисовывая одежду, лица и прически.

Наверное, самым ярким примером здесь может быть икона изображающая проповедь 12-летнего Иисуса в Храме (на фото). Неизвестный художник тщательно изобразил не только одежды, но и лица с характерными “шнобелями”. Более того, слабо представляя, как должен выглядеть старозаветный Храм, маляр нарисовал интерьеры хорошо знакомой ему традиционной галицкой синагоги с характерными круглыми окошками и сводами. Эта икона хранится в деревянной церкви собора Архистратига Михаила (построена в 1598 году) что в селе Воля Высоцкая на Львовщине. Приличной коллекцией “еврейских” икон XVI-XVIII веков можно полюбоваться и в самом Львове в Национальном музее им. А. Шептицкого.

Культурный обмен был взаимным. В частности, в декоративно-прикладном и сакральном искусстве евреев того же периода нередко явственно прослеживаются украинские изобразительные мотивы. Например автору однажды повезло увидеть надгробие XVIII века, установленное на могиле левита. Оформление абсолютно традиционное для левитских мацевот – таз для омовения, рука с кувшином и перекинутым через нее полотенцем. Сюжет во всех отношениях классический. Вот только там было не просто полотенце, а самый, что ни есть украинский рушнык на котором древний резчик со всей тщательностью воспроизвел характерную для Западного Подолья вышивку. В Сатанове, например, в оформлении многих мацевот второй половины XVIII века ярко прослеживается влияние знаменитого “казацкого барокко”.

На этой мацеве из Сатанова (вторая половина XVIII века) ярко прослеживаются черты “казацкого бароко”

Кстати о казаках. Еврейское казачество не вымысел и не анекдот.

Среди евреев, разумеется, рождалось немало пассионариев, которым было крайне скучно тачать сапоги или сидеть в лавке. Им хотелось воинской славы, подвигов и звытяги… В этом случае можно было бы наняться в армию любого европейского монарха или к какому магнату. Но служба в таком войске была сословной – даже если ты крут, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и Наполеон (вместе взятые) – дальше фельдфебеля тебе не дослужиться. Офицерские должности – только для “благородного сословия”. Поэтому если кому хотелось воинской карьеры – добро пожаловать на Сечь! Правда, здесь приходилось изменить вере предков, но это такое… Желающих, заметим, было немало. Не зря прозвище Перекрест (то есть “выкрест) и его производные довольно часто встречающихся в реестрах. Попадаются также прозвища Хрест, Жиденко, Жидовкин, Израитель, Мойсеенко и т.д. Многие еврейские казаки благодаря храбрости, отваге и острому уму выбивались в старшини.

Здесь стоит вспомнить казацкий род Герциков. Полтавский полковник Павел Семенович Герцик был одним из ближайших сторонников гетмана Ивана Мазепы, а его сын – Григорий Герцик – служил генеральным есаулом при гетмане Пилипе Орлике. Выкрещенный еврей Иван Яковлевич Перекрестов стал родоначальником знаменитого рода Перекрестовых-Осиповых, давшего сразу нескольких казачьих полковников. Из рода евреев Боруховичей происходит Михаил Андреевич Борухович. Он дослужился до гадяцкого полковника и даже успел побыть наказным гетманом казачьего войска (1701 г.).

Наиболее прославленным казачьим еврейским родом Украины стал род Марковичей. Его основателем стал арендатор прилуцкий и пирятинский Марк Аврамович. Здесь особо выделим его дочь – Анастасию Марковну (1667-1729). Но некоторым данным она была 100% галахической еврейкой – то есть евреем был не только ее отец, но и мать.

Женщина эта была во всех отношениях интересная и успевшая дважды сходить замуж. Первым ее мужем стал генеральный бунчужный Константин Голуб. Но прожили они вместе недолго – вскоре Анастасия овдовела. В 1700 г. она повторно вышла замуж за Ивана Скоропадского. На тот момент при гетмане Иване Мазепе он тоже был генеральным бунчужным.

После поражения под Полтавой казачье-шведского войска и бегства Мазепы, Скоропадский становится гетманом, а Настя – гетманивной. На самом деле старый, слабый и безвольный муж правил лишь номинально – всем заправляла его молодая, властная и энергичная супруга. Она то и была реальной правительницей, как Левобережной Украины, так и Войска Запорожского. Тогда же родилась пословица: «Іван носить плахту, а Настя — булаву». Плахта, напомним, – разновидность женской одежды.

Гетман Иван Скоропадский и его жена Настя-гетманивна

Ну и вишенка на тортик. В Росси не очень-то любят вспоминать, что Самый Главный Герой и воплощение “русской славы” Севастополя – адмирал Нахимов – происходит из старой украинской казачьей семьи. Сам Павел Степанович не раз вспоминал, что посвятить себя морю он решил благодаря ярким рассказам деда о его морских походах на “чайках”.

Основоположником рода Нахимовых стал сотник Ахтырского слободского казачьего полка Мануил Тимофеевича Нахименко. А вот кто был этот самый Нахим – загадка. Напомним Нахим – эталонное еврейское имя, означающее “Утешение”, обычно давалось долгожданному, но очень позднему ребенку.

Рассказ об украинских евреях-воинах эпохи Ренессанса будет неполон без упоминания о городской обороне. Напомним, что в многонациональных городах и местечках каждая еврейская община отвечала за свой участок обороны, и в случае нападения врага все вместе, – евреи, украинцы, поляки и другие, плечом к плечу защищали свой город прикрывая друг-другу спины.

Этим событиям посвящено потрясающее стихотворение поэта Святослава Синявского. В нем речь идет о Сатановской синагоге, бывшей некогда одним из главных узлов обороны этого города. Упомянутые “тугаримы” – турки или татары (так их называли в древних еврейских хрониках).

Льви Золоті на Блакитному Полі –
Знову знамення…
Знов до бійниці синів споряджай,
Бідний Іцхаку.
Знову розлука, знову молитва, знову надія.
Знов синагога – міць і твердиня
від тугаримів.
Знову Сатанів об’єднує воїв,
Бій без пощади.
З нами пліч-о-пліч вірмени і руси,
Німці і ляхи.
Знову розлука, знову молитва, знову надія.
Знов синагога – міць і твердиня
від тугаримів.

Невозможно рассказывать о еврейских казаках без упоминания об еще одном, весьма любопытном явлении. Во второй половине XVIII в. при дворах многих цадиков вошла мода на конный эскорт. Это было не только престижно, но и повышало безопасность при поездках — на дорогах тогда было неспокойно. Этот эскорт назывался «казаки». Они даже шапки со шлыком носили.

В конце своей жизни собственным казачеством обзавелся и знаменитый жулик, проходимец и лжемессия Яков Франк. На гравюре «Яков Франк на смертном одре» у изголовья умирающего, как раз и видим двух персонажей в традиционных запорожских жупанах, с казачьими же усами и в шапках со шлыком (см. фото).

Рассказывая о событиях относительно спокойного XIX века никак нельзя пройти мимо такой яркой фигуры, как Устим Кармалюк. Нет, здесь не стоит, восклицать: “Та-ты-шо!? Как? И он тоже?!”. Ответим сразу – «Таки – нет». Но показательный факт. В ориентировке, выданной царскими властями на поимку опасного преступника указывается: “…говорит русским [т.е по-украински, – авт], польским и еврейским языками”.

В том, что тогда на Подолье большинство местных жителей свободно владели идиш – нет ничего удивительного. Это был язык ближайших соседей и друзей. Из окружения Устима известно немало евреев. В частности, в судебных документах по делу Кармалюка упоминается некий “Лейба Иосилович Войнбойм, 30 лет. Обвиняется в тесной связи с Кармелюком и с шайкой. Давал знать Кармелюку о действиях земской полиции, его преследовавшей…”. По делу о бунте в литинской тюрьме, в результате которой атаману удалось бежать, проходил Арон Клебанский, приговором суда отправленный за это в солдаты. Всего по делу Устима Кармалюка осудили не один десяток евреев. Подробнее об этом малоизвестном эпизоде украино-еврейской истории читайте “Еврейские повстанцы Устима Кармелюка

С началом ХХ века украинцы и евреи Украины опять оказались на одной стороне баррикад.

В ответ на революцию 1905 г. царское правительство инспирировало создание движения черносотенцев. Это движение не представляло собой единого целого, а состояло из ряда отдельных организаций: “Союза русского народа”, “Союза Михаила Архангела”, “Русской монархической партии”, “Чёрной Сотни” и более мелких организаций.

Идеология “черносотенцев” почти ничем не отличалась от идеологической платформы нынешней “ваты” – жуткая смесь русского империализма, политического православия, монархизма, “патриотизма” и прочих “скреп”. Любопытно, что даже символика у них была общая. В частности, эмблему «Союза русского народа» украшал Св. Георгий Победоносец, а нынешняя «вата» использует в качестве опознавательного знака «георгиевскую ленточку».

Черносотенцы помечали себя значком со Св. Георгием, а их потомки метят себя «георгиевской ленточкой»

Соответственно основными врагами черносотенцев были все, кто против. В первую очередь “жЫды” – они, как известно “исконные враги” православия и «Святой Руси», а также раскольники и предатели “мазепинцы” – главные враги “Единой и Неделимой”… Это вылилось в ряд кровавых еврейских погромов, совмещенных с избиением и даже убийствами украинофильской интеллигенции.

Любопытный факт. В марте 1914 г. на станицах черносотенной газетенки “Двуглавый орелъ” впервые всплыло понятие “жидо-мазепинцы”, впоследствии модернизованое в привычное сегодня понятие “жидо-бандеровцы”.

Следует заметить, что этот же “Двуглавый орелъ” стал одним из рупоров пресловутого “Дела Бейлиса”, а позже прославился креативом: “Христіане, берегите своихъ детей!!! 17-го марта начинается жидовский пейсахъ” (на фото).

Вспоминая события начала ХХ века нельзя обойти молчанием “Жидівський пробоєвий курінь” (Еврейский ударный батальон), сражавшийся за волю и независимость Украины. Его славная история достойна отдельной публикации. Заметим только, что так воевать, как сражались “пробоевцы-ударники” можно только за родную землю.

После войны значительная часть “ударников” перебралась на Ближний Восток, где последствии они играли большую роль в Хагане – еврейской народной самообороне в Палестине, и в войне за независимость Израиля 1948 года.

“Жидо-Бандеровцы” на советских карикатурах

С этим связано одно интересное воспоминание.

В 1990 г. автор работал в информационной службе Секретариата Руха (тогда, кажется, еще даже “за Перебудову”). Однажды в Секретариат зашел некий гость из Израиля и продемонстрировал прелюбопытнейшую видеозапись. Тогда, на весь секретариат был один кассетный видеомагнитофон, воспринимаемый сотрудниками, как чудо Западных технологий. На кассете оказалась запись похорон последнего “ударника” (или одного из последних?).

Это были настоящие еврейско-казачьи похороны. Запомнились носилки с телом, которые, как и положено, несли мужчины в черных широкополых шляпах и лапсердаках… Но тело было накрыто …червоной китайкой поверх которой лежала потертая казачья шапка со шлыком и сабля… Как сказал израильский гость – такова была последняя воля покойного, чтобы его похоронили, как казака…

Тогда это воспринялось, как небывалая экзотика…

Героя “Небесной Сотни”, еврея Александра Щербанюка из Черновцов похоронили с каской и кипой.

Сегодня, после “Еврейской сотни Майдана” и евреев из “Небесной Сотни”, а также евреев сражающихся и гибнущих за Украину на фронте, в той давней истории с “еврейским казаком” уже ничего удивительного нет. Мы знаем – они сражались и продолжают сегодня сражаться за Родину…

Кипа, найденная на месте боев, где украинские воины сдерживали российских агрессоров

А если кто сегодня, сидя в тылу, захочет поговорить о “зайдах”, то пусть прогуляется на фронт, и там, “на нуле” попробует высказать свою позицию пропахшим кровью, потом и порохом сегодняшним “жидо-бандеровцам”. Очень интересно послушать, что такому ответят…

Источник – U-Jew.