Форум з Голокосту в Єрусалимі: Боротьба за історичну пам’ять

Представницький Міжнародний форум, приурочений до 75-ї річниці визволення табору смерті Освенцим, ще до свого відкриття перетворився на арену найзапеклішої в останні десятиліття боротьби за історичну пам’ять, в якій євреї опинилися в певному сенсі знаряддям. Багато в чому характер цієї боротьби визначається тим, що, з відходом останніх свідків війни, держави, для яких та війна – визначальна подія новітньої історії, намагаються знайти нові форми збереження пам’яті.

Основні учасники цієї боротьби – Росія і Польща. Росія бачить себе спадкоємицею СРСР – недарма багато років тому російський президент Володимир Путін назвав розпад Радянського Союзу найбільшою геополітичною катастрофою XX століття. За російською версією подій, Червона Армія, розтрощивши нацистську Німеччину, виконала визвольну місію. Ніякої окупації Східної Європи не було, а укладений 23 серпня 1939 року договір з Німеччиною, що дозволив розв’язати війну, мало чим відрізняється від мюнхенських угод, що ставили перед собою мету її запобігти.

(рос.)

Польша помнит о другом. О пакте Молотова-Риббентропа, давшем зеленый свет разделу возрожденного польского государства между сталинским СССР и гитлеровской Германией, о Катынском расстреле, о том, как Красная армия остановилась на восточном берегу Вислы, ничего не предпринимая, когда немцы топили в крови варшавское восстание. О том, что германская оккупация длилась меньше шести лет, а советская – больше сорока.

Участвуют в этой борьбе и другие западные соседи России: Украина и балтийские государства. Украина считает героями и борцов с нацистской оккупацией, и лидеров националистических движений, в том числе тех, кто запятнал себя коллаборационизмом с нацистским оккупационным режимом. Это вызывает трения не только с Россией, но и с Польшей, и с Израилем. Украинскую позицию выразил в своем новогоднем обращении президент Владимир Зеленский: “Не важно, чьим именем названа улица, потому что она освещена и заасфальтирована”. Позже в интервью Times of Israel Зеленский признал проблематичность этой точки зрения. По его словам, у Украины сложная история, и поэтому лучше называть улицы в честь людей, не вызывающих конфликтов. Он также отметил, что каждый четвертый еврей, погибший в годы Холокоста, жил на территории Украины, и тем не менее, ему, президенту Украины, не предоставили возможности выступить на церемонии. Несмотря на это, украинский президент принял приглашение на форум по Холокосту, проводимый в Иерусалиме (после публикации этого материала стало известно, что Зеленский отказался от места на форуме, уступив его выжившим в Холокосте, которым места не нашлось, в руководстве “Яд ва-Шем” решение украинского президента не поддержали – прим.ред.).

От приезда в Иерусалим в последний момент отказался президент Литвы Гитанас Науседа. Литву, как и Латвию, представляет председатель сейма, а Науседа примет участие в церемонии, которая пройдет в Освенциме 27 января.

Отметим, что не были приглашены в Иерусалим лидеры государств Средней Азии, которые во время Второй мировой войны были частью СССР. А ведь в войне с нацизмом принимали участие и их жители. Ташкент, Ашхабад и Алма-Ата стали домом для многих тысяч евреев, бежавших от наступавшей гитлеровской армии. Вряд ли у президентов Исландии или Аргентины было больше оснований для приглашения на церемонию.

Балтийские государства являются для властей России излюбленным примером реабилитации нацизма. В Кремле напоминают о марше легионеров СС, который проходит в Риге 16 марта. Бойцов балтийских дивизий СС обвиняют в причастности к уничтожению еврейских общин Литвы, Латвии и Эстонии. Нацистами объявляются и “лесные братья” – партизаны, которые после войны вели вооруженную борьбу против советской оккупации. Разумеется, по российской версии, никакой советской оккупации не было – “республики Прибалтики” вступили в СССР добровольно. Тот факт, что в Латвии, например, запрещена как нацистская, так и советская символика, воспринимается как дополнительный пример переписывания истории.

Коллаборационизм в балтийских странах был связан с надеждами на восстановление уничтоженной СССР государственности – надеждами, быстро оказавшимися обманутыми. Латвия, Эстония и Литва признают участие своих граждан в массовом уничтожении евреев, говоря о том, что не может быть ни прощения, ни искупления тому, что часть их народов встала на сторону зла. Ни о какой “героизации” нацизма речи здесь не идет. Легионы СС, о которых так любят вспоминать в России, формировались в оккупированных нацистами балтийских странах на принудительной основе – уже после того, как еврейский вопрос на этих территориях был в общем и целом решен. Мобилизация сопровождалась массовым дезертирством. Это признал и Нюрнбергский трибунал. Памятные церемонии, вызывающие такое возмущение, напоминают прежде всего о том, что Балтия оказалась между молотом и наковальней. Государственным служащим участвовать в них запрещено. В то же время церемонии памяти жертв Холокоста проводятся на государственном уровне. Президента России в Змиевской балке пока не видели.

“Мы заткнем поганый рот, который открывают некоторые деятели за бугром для того, чтобы достичь сиюминутных политических целей, мы заткнем его правдивой фундаментальной информацией”, – заявил президент России Владимир Путин, выступая несколько дней назад в Санкт-Петербурге на встрече с ветеранами и представителями патриотических организаций. Поездка в Израиль стала для российского лидера первым визитом за границу после этого выступления.

Для того, чтобы обосновать свое видение истории, Путин обвиняет польское довоенное руководство в антисемитизме. “Сволочью и свиньей антисемитской” он назвал посла Польши в Берлине Юзефа Липского, обвинив его в поддержке первоначального гитлеровского плана депортации евреев в Африку. При этом Путин забывает о том, что и советское руководство отвергло предложение Германии принять у себя изгоняемых из Европы евреев. Впрочем, и западные демократии закрыли ворота для еврейских беженцев.

Необходимо признать, что, пожалуй, впервые Россию возглавляет политик, которого можно назвать филосемитом. Однако в данном случае обвинение Польши в государственном антисемитизме призвано выставить ее едва ли не соучастницей развязывания Второй мировой войны. В то время как на самом деле существуют весомые основания для таких обвинений в адрес Советского Союза, подписавшего с Германией договор о дружбе, разделившего Польшу, захватившего балтийские государства и почти два года снабжавшего Германию продовольствием и топливом. Мало кто сомневается, что трибуну мемориального комплекса “Яд ва-Шем” Путин использует для изложения своего видения истории. Однако польская сторона ответить ему не сможет: президент Польши Анджей Дуда отказался от визита в Израиль, узнав, что на памятной церемонии ему не будет предоставлено слово. Он выступит на ставшей уже традиционной церемонии, которая 27 января, в Международный день памяти жертв Катастрофы, пройдет в мемориальном комплексе Освенцим.

Нельзя отрицать, что в Польше был распространен антисемитизм, как был он распространен по всей Европе. Немалую роль в этом сыграла и католическая церковь, возлагавшая на евреев вину за распятие Христа. Но нельзя забывать и о том, что польское правительство в изгнании было единственным, кто пытался донести до международного сообщества правду о созданной нацистами машине массового уничтожения.

Польский офицер Витольд Пилецкий добровольно стал заключенным Освенцима. Через подполье он передал правительству Польши информацию о происходящем в лагере, который первоначально считали тюрьмой для военнопленных. После побега в 1943 году он представит подробный отчет, в нем утверждалось, что к этому времени в Освенциме убито полтора миллиона евреев. В 1948 году Пилецкий будет казнен по приговору суда коммунистической Польши.

Но до этого оставалось еще несколько лет, а пока собранные им материалы становятся основой для доклада о массовом уничтожении евреев в оккупированной немцами Польше, представленного министерством иностранных дел правительства в изгнании на рассмотрение антигитлеровской коалиции. Этот доклад будет проигнорирован. Когда польское подполье предлагает операцию по уничтожению лагеря, союзники отвергают предложение.

Откажутся они и от авиаударов по лагерям смерти, ближе к концу войны оказавшимся в зоне досягаемости стратегических бомбардировщиков. Ни СССР, ни западные союзники не ставили перед собой целью положить конец массовому уничтожению евреев – нацистские лагеря освобождали, когда они оказывались на пути наступающих войск антигитлеровской коалиции. 27 января 1945 года пришла очередь Освенцима. Его ворота открыл майор Анатолий Шапиро, командовавший штурмовым отрядом 106-го стрелкового корпуса.

Именно эта дата и была провозглашена ООН в 2005 году Международным днем памяти жертв Холокоста. В Израиле в память о шести миллионах убитых немцами и их приспешниками евреев установлен другая дата – день памяти Катастрофы и героизма. Его дата, связанная с восстанием в Варшавском гетто, должна была напомнить: евреи сражались, а не шли как скот на бойню.

В Израиле Международный день памяти жертв Холокоста обычно отмечается скромно. 2020 год стал исключением – и, скорее всего, таким и останется.

Материал подготовил Павел Вигдорчик